Недоработанная рукопись — это проявление неуважения к читателям и редакции журнала

Абаев Юрий Кафарович

Существует мнение, что литературное оформление результатов научной работы — дело второстепенное, не требующее большого труда. Вероятно, поэтому в статьях, присылаемых в редакцию, имеются нарушения правил грамматики и стилистики, как будто автор спешит, не приучен или не умеет работать над словом. Современный исследователь все больше уступает нашим ученым предшественникам в ясности и образности изложения мыслей. Язык науки становится заштампованным и сухим, изобилующим тяжеловесными узкоспециализированными терминами, а подчас и совершенно невразумительными фразами. Научные руководители либерально мирятся с равнодушным отношением своих сотрудников к вопросам языка (иногда и сами страдают тем же), с легким сердцем визируя скороспелые, недоработанные рукописи.

Литературная работа — нелегкий труд. Если всякий культурный человек обязан правильно владеть речью, для научного работника умение ясно излагать свои мысли имеет исключительное значение. Что считается главным в изложении, сформулировал А. С. Пушкин: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы». А. Франс говорил, что время не щадит ничего, сделанного без его участия, и потому советовал: «Долго ласкайте фразу и она, в конце концов, улыбнется вам».

Необходимое условие ясности замысла автора — писать так, чтобы все время была видна принятая схема. В этом главное отличие научного текста от художественного повествования. Сначала хорошо обдумать содержание, установить строгую последовательность мыслей, определить соотношение структурных частей, и лишь затем начинать писать. Девиз научной публикации — простота и точность. Однако доступно излагать свои мысли умеют далеко не все. Еще Д. Байрон заметил: «Ученый, ты объясняешь нам науку, но кто объяснит нам твое объяснение?»

Умению хорошо выражать мысли уделяется мало внимания, хотя именно изложение преподносит научную работу. Недостатки здесь не только снижают качество исследования, но и негативно характеризуют автора. Упражнение в изложении своих мыслей — необходимый раздел работы научного работника. Для тренировки полезны задания типа «изложите ясно свою мысль». При этом не требуется оригинальность, надо лишь четко определить суть научной работы. Целесообразны упражнения по устранению шероховатости текста, расплывчатых оборотов речи, неудачных слов и выражений.

Автор может считать свою задачу выполненной лишь при отсутствии в рукописи даже следов неясности. Но пусть в тексте нет никаких загадок, он все равно нехорош, если отвлекает внимание какими-то неправильностями. Известно, что Л. Н. Толстому не простили фразу «он облокотил на руку свою голову». Требовательный глаз смутят даже такие неточности, которые обычно допускаются, например, «см. надпись под рисунком».

Работа над словом всегда вызывает трудности. Молодые авторы жалуются: «Никто не показывал, не учил, как надо писать». кто виноват в том, что начинающие исследователи не имеют представления о сложности и важности научно-литературной работы? Есть ли в медицинском вузе дисциплина, изучающая научное творчество как процесс, частью которого является литературное оформление научных работ? Такого предмета нет. Нет его в учебных планах для аспирантов, и никакая смежная дисциплина не занимается этим вопросом. Стоит ли доказывать, что изучение методики литературной работы принесет молодым ученым пользу, воспитает чувство ответственности и любви к слову, поможет овладеть формой изложения научного материала, ярко и убедительно представить его.

Независимо от того, станет ли данная тема объектом специального изучения или нет, уже сейчас необходимо отказаться от мысли, что научную работу можно хорошо написать без труда и особых хлопот. Помощь молодому исследователю в первую очередь должен оказать научный руководитель. К сожалению, небрежное литературное оформление научных статей — явление довольно частое. Может быть, это результат не столько неграмотности, сколько небрежности авторов. Но разве это лучше? Недоработанная рукопись — это проявление неуважения к своему труду, печатному слову, к читателям и редакции журнала.

Качественное оформление научной работы — непростая задача. Только упорным трудом при наличии знаний языка и литературы достигается совершенство изложения, которое любую сложную мысль делает понятной. В противном случае даже самые ценные мысли так и останутся у их владельца. «Обращаться с языком кое-как — значит, и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно» (Л. Н. Толстой).


Автор(ы): Абаев Ю. К.