Искусство врачевания

Дорогие коллеги!

 Каждая эпоха накладывает отпечаток на личность врача, однако неизменным всегда оставалось умение общаться с больным, сострадание, бескорыстие, высокая профессиональная и общая культура. Наше время характеризуется стремительным ростом технической оснащенности медицины. Это наложило отпечаток на формирование врача. Появилась генерация медиков, блестяще владеющих техникой, но утративших способность проникновения в душевный мир пациента (А. Ф. Сокол, 2014). «Что касается усредненных особенностей современного врача, то представляется возможным выделить следующее: все больший отход от классических методов диагностики с переоценкой аппаратно-инструментальных данных; все более выраженный примитивно-упрощенный экономический подход к врачеванию; тенденция к все большей дегуманизации («ветеринаризации») медицины, при которой игнорируются психологические, типологические, характерологические особенности пациента: нежелание врача вникать в домашний, рабочий «климат» и социальные условия жизни больного» (Н. В. Эльштейн).

Технологический прогресс и коммерциализация медицины привели к разобщенности врача и пациента. Чтобы стать настоящим целителем, врач должен, прежде всего, научиться слушать, однако о необходимости полной самоотдачи во время общения с пациентом не упоминается ни в одном учебнике по медицине. Анамнез стал самой большой жертвой медицинских технологий. По мнению американского кардиолога, лауреата Нобелевской премии Б. Лауна «искусство быть слушателем умирает, и медицина все больше полагается на показания приборов, которые не в состоянии разгадать тайны человеческого мышления и психики… Врач, дитя науки, не удовлетворяется общими положениями, а добивается однозначных фактических ответов. А между тем подчас проблемы больных легче понять, отталкиваясь от того, что дают нам литература и искусство, чем через научные факты. Наука может объяснить, как размножается вирус, но не может ответить, почему пролилась слеза ребенка». Врачевание принесено в жертву медицинской науке.

Писатель Н. Казинс, автор книги «Анатомия болезни с точки зрения пациента», подчеркивает: «Время, которое врач может уделить больному, — вот в чем, пожалуй, больной нуждается больше всего.

К большому сожалению, как раз времени и не хватает слишком многим врачам — они увлекаются новой диагностической аппаратурой, … им никак не удается выкроить достаточно времени на тщательный осмотр и подробную беседу с пациентом, что позволило бы им самим поставить диагноз». Акцент только на естественные науки лишил врача способности общаться с пациентом как человека с человеком.

Искусство общения основывается, прежде всего, на личной культуре медика, которая зачастую оставляет желать лучшего. Академик А. И. Воробьев пишет: «Предшествующее поколение полагало, что общечеловеческая культура является жизненной необходимостью в профессии врача. Вдруг я обнаружил, что подрастает поколение врачей, которое не знает, кто такие Альберт Швейцер, Федор Гааз, которым бесполезно рассказывать о «Записках врача» Вересаева и «Записках молодого врача» Булгакова, потому что эти врачи значительную часть своего интеллектуального багажа получили с телеэкрана». Лауреат Нобелевской премии физик Н. Бор считал, что «причина, по которой искусство может нас обогатить, заключается в его способности напоминать нам о гармониях, недосягаемых для систематического анализа».

На медицинских факультетах в США начали преподавать литературу и искусство. Такое новшество возмещает недостаток традиционной подготовки будущих врачей, при которой внимание уделяется исключительно медицинским дисциплинам, а на изучение личности пациента, его внутреннего мира времени не остается. Польский психиатр А. Кемпиньский полагал, что «наука — это лишь «первый том» врачебных знаний, «вторым томом» является традиция, переходящая от одного поколения врачей к другому. Однако есть еще личный опыт «встреч» с миром больных — это содержание «третьего тома».

В заключение приведем блестящую по форме и глубокую по содержанию молитву Н. Казинса о даровании медикам высоких душевных качеств. «Я молю Бога, чтобы студенты-медики никогда не давали своим знаниям стать помехой в общении с больными. Я молю Бога, чтобы никакие технические чудеса не отвращали их в случае необходимости от простых средств из старенького докторского чемоданчика.

Я молю Бога, чтобы входя к больному, они помнили не о расстоянии от двери до постели, а о расстоянии от глаз больного до своих … Пусть студенты-медики придают огромное значение науке, но пусть они не забывают, что наука их такова, что она лучше всего действует в сочетании с их искусством, а это искусство — основа их профессии. В конечном итоге ценность медицины зависит от степени уважения медика к человеческой душе».

 

Зам. главного редактора

профессор                                                                              Ю. К. Абаев


Автор(ы): Ю. К. Абаев