Медицинская техника приказывает врачу, у которого нет своего мнения

Абаев Юрий Кафарович

Дорогие коллеги!

Абаев Ю. К.Прошло более 100 лет с тех пор, как В. К. Рентген открыл физическое явление, качественно изменившее диагностические возможности врача. Рентгенологический метод, наряду с электрокардиографией, измерением артериального давления, определением уровня сахара в крови, ознаменовал наступление эры инструментальных и лабораторных методов исследования. Произошла революция в диагностике болезней и, следовательно, во врачебном мышлении.

Безусловно, применение современных методов обследования способствует улучшению диагностики, а значит и результатов лечения многих болезней. Однако анализ свидетельствует – наблюдается избыточность диагностических исследований, а в ряде случаев, несоответствие между высоким уровнем технической оснащенности медицинских учреждений и качеством работы врачей. Неоправданно широкое использование технических средств диагностики оказывается своеобразной страховкой от сложностей и противоречий в клинике.

Врач, тяготеющий к техницизму, избирает для себя однозначность, во имя примитивной простоты и удобства он отказывается от постижения духовного мира пациента. В результате «серийность» мышления и действий у постели больного приводит к медицинскому догматизму и, как следствие, к диагностическим и терапевтическим ошибкам. Создается впечатление, что между врачом и больным все более плотной стеной встает новая техника, и в этом усматривается ослабление столь важных в медицине межличностных контактов, процесс ее «дегуманизации». Ценой, которую платит современная медицина за все более совершенную техническую оснащенность, оказывается атрофия клинического мышления, инфляция авторитета врача, где за сугубо механической работой упускается подлинное искусство врачевания.

Техницизм в настоящее время преуспевает не только в клинической медицине, но и в медицинских вузах. Все более широкое использование программированного обучения, успешно загружающего (!) мозг будущего врача огромным количеством частных фактов, дает проигрыш в самом главном – в умении думать, размышлять над этими фактами, понимать объединяющие их закономерности, осваивать клиническое мышление, то есть тому, чему может научить лишь пример и живое слово талантливого преподавателя. М. Монтень утверждал: «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный». Клинической медицине сегодня угрожают две опасности: 1) фетишизация техники и 2) пренебрежение врачебным мышлением. Современная медицинская техника с ее небывалыми возможностями все больше нуждается во враче-мыслителе с широким медицинским и философским кругозором.

Достижения научно-технического прогресса существенно изменили представление о возможностях объективизации патологических процессов в организме человека. В этом большое завоевание и, как ни парадоксально, – одна из проблем медицины. Обусловлено это отставанием уровня общего развития и мышления врача от достижений науки, «поклонением» медицинской технике, верой в ее непогрешимость и безграничные возможности, переоценкой значимости инструментальных методов и приуменьшением важности клинического исследования. Медицинская техника приказывает врачу, у которого нет своего мнения, тогда как думающего врача она обеспечивает лишь дополнительной информацией, делая его решение более убедительным.

Действительно ли вооруженность врача новой техникой, эта «добродетель», может превратиться в свою противоположность? А как считаете Вы?


Автор(ы): Абаев Ю. К.