Кто он — современный преподаватель медицинского вуза?

Абаев Юрий Кафарович

Дорогие коллеги

Социальный заказ общества предъявляет высокие требования к специалисту-медику, а значит и к преподавателям высшей медицинской школы. Право стать воспитателем врачей — представителей самой гуманной профессии — может быть дано лишь тем, кто имеет призвание и профессиональную готовность выполнять эту ответственную миссию. Однако педагогический коллектив медицинских вузов и его основное звено — преподаватели клинического профиля — не всегда представлен Учителями, способными зажечь сердца своих учеников жаждой знаний и духовного совершенствования. Иногда это узкопрофильные специалисты, усматривающие цель подготовки врача лишь в том, чтобы просто передать свои знания и умения студентам.

Современные требования к педагогу-медику практически полностью основаны на оценке его научных достижений и в меньшей степени — врачебного мастерства. Такой подход имеет ряд нежелательных последствий. Главное — это абсолютизация пра­гматических тенденций в подготовке врача. Негативную роль играет «процветающий» тестовый контроль знаний и все более широкое использование методов формализации учебного процесса. Встречаются и такие несуразности в обучении, когда вместо живого общения студента с преподавателем и пациентом господствует примат методических разработок, инструкций и рекомендаций, превращающих занятия в унылую догму, наполненную сухим практицизмом и лишенную духовных начал. Из каких животворных истоков у будущих медиков могут зарождаться нравственные основы врачевания, если они похоронены самой дидактической установкой подготовки врачебных кадров?

Кто он — современный преподаватель медицинского вуза? Как правило, это специалист, имею­щий несколько дипломов — врача, кандидата или доктора наук, доцента и даже профессора. Нет только диплома педагога высшей школы, так как его просто не существует, ибо система подготовки вузовских педагогических кадров отсутствует. Официально она регламентирована в форме аспирантуры, однако реальная значимость ее невелика. Тем не менее и этот официальный путь подготовки педагогов-медиков далек от совершенства.

Кому отдают предпочтение при отборе в аспирантуру? Чаще всего вчерашним отличникам учебы, проявившим склонность к научной работе, активным общественникам. Автоматически предполагается, что хороший педагог обязательно состоится, ведь аспирант — обладатель «красного» диплома, автор научных работ, да еще и активный общественник. Насколько вескими являются эти аргументы? Усердие, прилежание, активность в научной и общественной работе и, конечно, профессионализм являются необходимыми качествами педагога высшей школы. Но достаточно ли их? Необходимы способности, которыми определяются сущность и специфика педагогического труда, талант воспитателя. Может быть недостатки отбора устраняются в процессе учебы в аспирантуре? Едва ли. Аспирант ориентирован на защиту диссертации, меньше времени он уделяет врачебному совершенствованию и эпизодически приобщается к учебному процессу. Сомнительно, чтобы этого было достаточно для становления будущего педагога.

Не лучшими являются и другие варианты пополнения кафедр медицинского вуза. На должность преподавателя могут быть избраны врачи практического здравоохранения, научные сотрудники вузов, НИИ и РНПЦ. Здесь также на первом месте стоят научные достижения. И получается, что научный работник, зачастую еще неопытный врач и совсем не педагог становится учителем и наставником будущего медика. Готов ли он профессионально и эффективно выполнять эту ответственнейшую миссию?

При такой, мягко говоря, несовершенной системе подготовки преподавателей необходимый и естественный процесс кадровой смены происходит с большими изъянами. А если иметь в виду падающий престиж кафедрального сотрудника и невысокую зарплату начинающего педагога-­медика, то общая картина выглядит еще печальнее. В итоге — неуклонно возрастающая проблема дефицита преподавательских кадров, которая через несколько лет достигнет критического уровня. Вряд ли можно найти оправдание положению, при котором подготовка преподавателей медицинских вузов фактически пущена на самотек и подобна печально известному методу обучения плаванию, когда новичка без подготовки бросают в воду.

С уважением Ю. К. Абаев


Автор(ы): Абаев Ю. К.