Кризис медицины 21 века: врач лечит болезнь, а не пациента

Абаев Юрий Кафарович

Несмотря на впечатляющие успехи, в XXI век медицина вошла с грузом нерешенных проблем, среди них — утрата гуманистического содержания. Взгляд на человека как на биологический организм без учета духовной составляющей стал преобладающим. Врач больше не занимается личностью пациента, а только «ремонтирует отдельные неправильно работающие части» его организма. Из субъекта пациент превратился в объект, из цели — в средство для решения проблем клинической медицины, которые если и затрагивают интересы пациента, то лишь с точки зрения отрицательного воздействия на него. Наблюдается феномен «отчужденности» — медицина, цель которой сохранять здоровье и лечить человека, на самом деле отдаляется от него. Сближение если и происходит, то не медицины и пациента, а медицины и болезни, что находит свое выражение в том, что врач лечит болезнь, а не пациента.

Следствием пренебрежения гуманитарными аспектами познания человека является техницизм, обусловленный методологической парадигмой, утвердившейся со времен Р. Декарта (1596—1650), когда сформировалось классическое мышление в форме фундаментализма — для достижения всякого научного знания достаточно сложное разделить на простые составляющие. Медицина, следуя этой методологии, «разделила» человека на органы, сделав их объектом своего исследования, а заодно и лечения, «потеряв» при этом самого человека. Ситуация напоминает ребенка, который из любопытства разобрал игрушку, а собрать не может, ибо не знает принцип, на основе которого она устроена.

Так и медицина, «разобрав» человека, обратно «собрать» не может, поскольку нет общей теории, которая позволила бы «ухватить» его в цельности. «Разделение» человека потребовало создания технологий для диагностики и лечения патологии отдельных органов, на овладение которыми в основном и направлены усилия врача. Техницизм стал настолько очевидным, что является азбучной истиной не только для юных эскулапов, зачастую и от ученого-медика можно услышать: «Личность врача должна отойти в сторону — сегодня все решают технологии». Так врачевание из искусства превратилось в ремесло, а доктор из мастера — в технолога.

Возникает вопрос, медицина — наука естественная или гуманитарная? Если объект медицины — человек как единое целое, почему это естественная наука? А где психология? Ведь страдание тела — это и страдание души.

Странно, что психология, которая должна быть одной из основ медицинского образования, не изучается как общая теоретическая дисциплина.

«Нельзя врачевать тело, не врачуя душу» (Сократ). Естественнонаучная установка сужает взгляд на пациента, оставляя за его пределами такую важную сферу человеческого бытия, как духовность. При этом лечение сводится лишь к нормализации различных параметров организма медикаментозными и хирургическими методами и не зависит от личности врача.

В контексте естественнонаучного подхода человек предстает лишенным духовно-телесной сущности и это не просто лишает стимула развитие нравственной составляющей медицины. Взаимосвязь духовного и телесного не разрывается и в патологических процессах, что всегда было элементом обыденного опыта, подчеркивалось большинством религиозных учений и сегодня признается академической медициной (психосоматические болезни). «Плачет» мозг, а «слезы» — в сердце, желудке, кишечнике (Р.А. Лурия). Отказ от целостного взгляда на человека становится все менее обоснованным.

Ситуация может коренным образом измениться, если подойти к медицине как к дисциплине гуманитарной. Тогда объектом становится человек не только как организм, но и как личность. Смена объекта требует изменения методологии медицины.

В отличие от врача-естественника, нацеленного на овладение практиками инженерного типа, врач-гуманитарий ориентируется на ситуацию, где нет двух пациентов, у которых болезнь протекала бы одинаково.

Гуманитарная установка подчеркивает мощную терапевтическую роль деонтологического фактора — зависимость результатов лечения от духовной культуры врача, его мотивов и практики общения с пациентом (И.З. Шишков, 2010).

Научная медицина, ориентируясь на позитивизм и прагматизм, совершенствуя органолокалистический подход к патологии и замыкаясь в рамках естественнонаучных дисциплин, все больше заходит в методологический тупик. Необходима теория медицины, объектом которой является человек как личность, а лечение представляет собой уникальную ситуацию. Построение такой теории возможно на основе сближения фундаментальных естественнонаучных дисциплин и философской антропологии, а связующим звеном между ними может быть психология.


Автор(ы): Абаев Ю. К.