Искусство клинического обхода: как уйти от «ветеринарного» принципа ведения больных?

Абаев Юрий Кафарович

Дорогие коллеги! Обучение в медицинском вузе становится все более технологичным. Однако подготовить современного врача невозможно, применяя даже самые совершенные методы формализации учебного процесса.

Они никогда не заменят общения с больным, участия в обсуждении диагноза и лечения.

Значительную роль здесь играют клинические обходы — обучение «при постелях больных» (М. Я. Мудров). В современный «век тестов» они позволяют приблизить будущего врача к пациенту.

Конечно, воспитательная и обучающая сила клинического обхода неразрывно связана с личностью медика-педагога, с его интеллектом и нравственными качествами.

Именно на обходе можно встретить профессионализм и напряженную мысль Учителя, добросовестность и принципиальность в выполнении врачебного долга, заботу о больном.

Здесь искусный анализ и синтез становятся апофеозом мышления, а опыт и эрудиция предстают во всей полноте и величии, позволяя раскрыть глубинные механизмы развития болезни.

На обходе начинают формироваться качества столь необходимые врачу: внимание и наблюдательность, здравый смысл и смекалка, умение критически анализировать результаты обследования, формулировать диагноз и назначать лечение.

Здесь закладываются основы клинического мышления (В.А. Кондурцев, 2010).

Однако успех врачевания зависит не только от перечисленных качеств, но и от культуры общения врача и пациента.

Эта сфера неизменно считалась чрезвычайно тонкой и деликатной.

Давно замечено, что пациент не всегда ставит на первое место профессиональные навыки врача, нередко отдавая предпочтение душевным свойствам: доброте и приветливости, сочувствию и терпимости, умению сопереживать.

Академик А. Ф. Билибин писал: «В учебе студентов делается упор на знания, на овладение методиками, но области человеческих отношений вообще и с пациентами в частности совсем не уделяется внимания.

На жизненном пути врача умение иметь дело с людьми — самая главная наука.

А ее в вузах разве много? Да и в медицинской литературе в этой области какой-то вакуум.

Решающим и определяющим фактором клинической работы является не методика исследования (пусть и богато оснащенная техникой), а культура собственной личности врача».

На клиническом обходе будущий врач учится постигать душевный мир пациента, оценивать психологическое состояние, внутренний подтекст жестов и высказываний («чтение по лицу»), овладевать «самоподачей», столь необходимой для медика, управлять поведением — своим и больного.

Он осваивает культуру речевого общения, что позволит в дальнейшем избегать неуместных формулировок, встречающихся в лексиконе медиков («гной в виде сметаны», «моча цвета темного пива», «стул типа малинового желе» и др.).

На обходе он поймет: эффектные импровизации здесь неуместны, а цель заключается в раскрытии сущности драмы заболевшего человека и оказании ему помощи.

Все это позволит сделать шаг в переходе от «ветеринарного» принципа ведения больных к истинно человеческому, в основе которого лежит подход к пациенту как к личности.

Клинический обход Учителя, его рассуждения о врачевании, жизни и смерти помогут избежать равнодушия, ремесленничества и профессиональной «деформации личности», приблизят к осознанию старых медицинских истин: «Не навреди!», «Всегда будь рядом с больным — и ты всегда будешь прав», «Поступай с больным, как со своим родственником» — и, быть может, станут переломными в судьбе будущего врача.

Многие поколения наших предшественников выработали общие правила клинических обходов.

В литературе можно встретить описания творческой атмосферы обходов С. П. Боткина, Г. А. Захарьина, М. П. Кончаловского, Н. Д. Стражеско, Е. М. Тареева, А. Л. Мясникова, В. О. Маркса, С. Я. Долецкого и др.

С сожалением приходится констатировать, что современная высшая медицинская школа деперсонализируется, яркие личности встречаются все реже.

Учитывая важную роль клинического обхода в обучении врача, мы начинаем публиковать цикл статей профессора В. А. Кондурцева (Россия).

Надеемся, рекомендации опытного клинициста будут полезны в подготовке и проведении обходов, покажут значимость клинического обследования больных, помогут освоить этические и психологические особенности общения с пациентами, познакомят с недостатками в ведении больных и медицинской документации.

С уважением,
Ю. К. Абаев


Автор(ы): Абаев Ю. К.