Дорогие коллеги!

Абаев Юрий Кафарович

Общество всегда предъявляло высокие требования к врачу, а значит, к профессионализму тех, кто учит будущих докторов. Стать воспитателем представителей самой гуманной профессии может лишь тот, кто имеет призвание, моральное право и профессиональную готовность выполнять столь ответственную миссию. Но всегда ли педагогический коллектив медицинских вузов и его основное звено — преподаватели клинических кафедр — представлен учителями, способными зажечь сердца будущих врачей жаждой знаний и духовного совершенствования? Порой это узкопрофильные специалисты, усматривающие цель подготовки врача лишь в том, чтобы просто передать свои знания и умения студентам.

Современные требования к личности педагога-медика практически полностью основаны на оценке его научных достижений и в меньшей степени — врачебного мастерства. Такой односторонний подход имеет ряд нежелательных последствий. Главное — абсолютизация прагматических тенденций в подготовке врача. По этой причине встречаются такие несуразности в обучении, когда вместо «живого» общения студентов с пациентами господствует примат методических разработок и рекомендаций, превращающих занятия в унылую догму, наполненную сухим практицизмом, лишенную духовного начала. Негативную роль играет преувеличение роли тестового контроля знаний и все более широкое использование методов формализации учебного процесса, способствующих развитию неуверенности врача в общении с пациентом (Д. В. Садчиков, 2017). Из каких животворных истоков могут зарождаться нравственные основы врачевания, если они похоронены самой дидактической установкой подготовки врачебных кадров?

Кто он, современный преподаватель медицинского вуза? Как правило, это специалист, имеющий несколько дипломов — врача, кандидата или доктора наук, аттестат доцента и даже профессора. Нет только диплома педагога высшей школы, его просто не существует, ибо система подготовки педагогических кадров, прежде всего клинического профиля, отсутствует. Официально она регламентирована в форме аспирантуры и курсов повышения квалификации, однако реальная значимость их невелика.

Кому отдают предпочтение при отборе в аспирантуру? Обычно вчерашним отличникам учебы, проявившим склонность к научной работе, активным общественникам. Автоматически предполагается, что хороший педагог обязательно состоится, ведь аспирант — обладатель «красного» диплома, автор научных работ, еще и активный общественник. Насколько вескими являются эти аргументы? Усердие, прилежание, активность в научной, общественной работе и, конечно, профессионализм — необходимые качества педагога высшей школы. Однако достаточно ли их? Необходимы способности, которыми определяются сущность и особенности педагогического труда, талант воспитателя. Может быть, недостатки отбора устраняются в аспирантуре? Едва ли. Аспирант ориентирован на защиту диссертации, меньше времени он уделяет врачебному совершенствованию и эпизодически приобщается к учебному процессу. Сомнительно, чтобы этого было достаточно для становления будущего педагога.

Не лучшим является и другой вариант пополнения кафедр, когда на должность преподавателя избирают врачей или сотрудников научных учреждений. Здесь также на первом месте стоят научные достижения. И получается, научный работник, зачастую неопытный врач и совсем не педагог, становится учителем и наставником будущего медика. Готов ли он выполнять эту ответственную миссию?

Вряд ли можно найти оправдание положению, при котором подготовка преподавателей-клиницистов напоминает печально известный метод обучения плаванию, когда новичка без подготовки бросают в воду. При такой, мягко говоря, несовершенной системе обучения естественный процесс кадровой смены педагогов-медиков происходит с большими изъянами. А если иметь в виду падающий престиж кафедрального сотрудника и невысокую зарплату, общая картина выглядит еще печальнее.

Теорию и практику лечебного дела можно освоить, но подлинно врачебные качества: сопереживание, приветливость, сдержанность, терпение, чувство собственного достоинства, умение завоевать доверие, ставить интересы пациента выше собственного «я», клиническое мышление, анализ ошибок и постоянное совершенствование в своей профессии, способность хранить врачебную тайну может воспитать только Учитель.

 С уважением,  профессор                                                     Ю.К. Абаев