Что сулит Болонский процесс и какие дополнительные возможности открывает перед медицинскими вузами Беларуси?

Абаев Юрий Кафарович

Сегодня высшее медицинское образование находится в состоянии модернизации. Если раньше в учебном процессе внимание акцентировалось на выявление у студентов знаний, умений и навыков, то сейчас медицинские вузы обязаны давать не только профессиональные знания и умения, но и воспитывать у будущего врача культуру системного мышления, стремление к саморазвитию, умение принимать решение и реализовывать его. Особенно актуально это в связи с повышением конкурентоспособности на международном рынке образовательных услуг и формированием единого европейского образовательного пространства (Болонский процесс).

В 2010 году начата процедура присоединения нашей страны к Болонскому процессу, что предусматривает демократизацию образования, оптимизацию социально-гуманитарного компонента в подготовке специалистов и академические свободы. Для этого следует перестроить не столько систему образования, сколько систему управления, которая, кроме министерских структур, должна включать преподавателей и, что еще важнее, студенческие союзы. У нас управление образованием происходит по вертикали: министерство образования – структура управления университета. Европейской традиции свойственно формирование собственного стандарта в различных университетах, что создает уникальность каждого вуза. Имеются и иные отличия – двухцикловое обучение, рейтинговая система оценки знаний, европейская система переводных кредитов (EСTS), соответствие квалификаций и приложений дипломов.

Однако не все из Болонской декларации подходит для отечественного высшего медицинского образования, например двухцикловое обучение. Первый цикл заканчивается получением академической степени бакалавра и дает право доступа ко второму для получения степени магистра. Но с разделением обучения возникнут проблемы у тех, кто получит степень только бакалавра. Их как «недоученных» специалистов будут неохотно брать на работу. Что касается магистратуры, в XIX веке магистры были в России, их готовили по теоретическим дисциплинам, не требующим клинической подготовки.

Что сулит болонизация и какие дополнительные возможности открывает перед медицинскими вузами? Участие в Болонском процессе позволит осуществить реформы высшего образования, разработать новые стандарты для базового, последипломного и непрерывного профессионального образования врачей, более обоснованно определять потребность и приоритеты в подготовке медицинских кадров. Совершенствование образовательного процесса напрямую связано с повышением качества оказания медицинской помощи, а это в конечном итоге – залог успеха в охране здоровья населения в целом.

Сегодня перед белорусскими вузами стоит проблема – как, сохраняя исторические традиции, собственные принципы и методологию обучения, прошедшие проверку временем, встроиться в единое европейское образовательное пространство. Безусловно, реорганизация потребует финансовых затрат, однако самое главное – определиться с целями, концепцией, системой управления высшей школы. Готовы ли медицинские вузы к внедрению новых форм обучения? Министерство образования не запрещает включать в учебный процесс новые схемы и подходы. Другое дело – где взять преподавателей с новым уровнем мышления?

Предлагаем руководителям, профессорско-преподавательскому составу медицинских университетов, Белорусской медицинской академии последипломного образования высказать свое мнение по данному вопросу на страницах журнала «Здравоохранение».


Автор(ы): Абаев Ю. К.