Дорогие коллеги!
Что есть совесть? Казалось бы, это знает и чувствует каждый человек, хотя может и затруднится с формулировкой. Для ответа на этот вопрос нет источника более точного и надежного, чем Священное Писание. «Совесть — нравственное чувство, сознание и разумение человеческой души своих собственных поступков и побуждений» (Рим. 2:15).
Человек, посланный воплотившимся Творцом проповедовать ту самую Благую Весть, которая теперь звучит как со-весть, назвал признаки доброго сердца (понятия «сердце» и «совесть», начиная
с эпохи Нового Завета — синонимы). Применительно к врачу — это человек, дающий радость, бесконфликтный, долготерпеливый, скромный, кроткий, милосердный. Оптимум доброй совести врачующего сформировал исторически первый признак медицинской профессии — милосердие. Истинное милосердие — редкое качество, поэтому самые главные, завещанные нам Богочеловеком, были слова Его Нагорной проповеди: «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6:36). Милосердие — профессиональный инструмент истинного медика, спасающий пациента и одновременно защищающий врача от суда человеческого. Именно милосердие через категорию добросовестности возведено законодателем
в ранг основного правового критерия безупречной медицинской деятельности.
Совесть врача в постоянной тревоге: ответственность за пациента, сомнения в диагнозе, прогнозе, лечении. Врач, даже поступающий нравственно, чаще других испытывает муки и угрызения совести. Подчас мучителен выбор между совестью и объективной реальностью. Действия врача можно регламентировать приказами, инструкциями, протоколами, совесть — нельзя. Суд совести самый тяжелый, ему известно все, от него нет защиты и пощады. Он более значим суда официального, ибо этот суд — внешний, от него можно защититься, больше того, при всей суровости наказания он даже облегчает вину, если она есть.
Спрашивается, зачем нужна эта совесть, ведь никто не мешает от нее отмахнуться? Какой от нее прок, если она не приносит выгоды, не дает материальных и карьерных преимуществ? Благодаря чему существует, гложет и мучает совесть, от которой не отвяжешься и не отступишься? Философ
В. С. Соловьев (1853—1900) считал, что совесть есть развитие стыда. Стыд был первым ощущением, которое отличило человека от животных. Господь обнаружил первородный грех Адама и Евы по тому, как они устыдились своей наготы, и изгнал из рая. Этот стыд, который заставил прародителей прикрыться фиговыми листками, был первым проявлением совести. Постепенно человек начинал понимать, что «должно по отношению к людям и богам» и тогда инстинкт стыда начал превращаться в голос совести.
Иногда совесть кажется чем-то иллюзорным, с чем не очень-то надо считаться. Вот знания и умения — это да! Глубокое и опасное заблуждение. Никто не свободен от общества, происходящее вокруг невозможно не заметить. Сейчас это противостояние Добра и Зла. Общество давно и глубоко травмировано. Сбит прицел нравственности: двойными стандартами, безразличием, самодурством и беззаконием. Подорвано доверие к политическим институтам, разрушается мораль и право. Как быть, на что опереться? На совесть! Совесть не ошибается, не бывает ложной. Поступок, совершенный по совести — всегда свободный поступок, он не приводит к разочарованию.
Каждому обществу присуща своя мораль, однако нравственность индивида способна оказаться сильнее общественной морали. В советское время низкий нравственный уровень можно было оправдать страхом, идеологией, репрессиями. Сейчас принципиально иное отношение к совести. Быть бессовестным значит «быть как все», «что мы можем», «иначе не прожить», «ничего не поделаешь». Можно сказать, наше общество унаследовало советскую мораль, когда никто не каялся, участвуя в репрессиях, когда поощряли доносчиков и стукачей. Но причем тут совесть? Она относится к личности и принадлежит душе, той единственной, неповторимой, что отзывается удивительным голосом, когда нас судит. Нет коллективной совести!
Врач — специальность особая, как гражданин он может иметь свое мнение и принять одну из сторон противостояния, но всегда должен помнить о профессиональном долге, не фильтровать людей по разным признакам и не отказывать в помощи тем, кто не разделяет его взгляды. Как Международный Красный Крест во время войны.
Совесть — одно из самых загадочных человеческих чувств, она не взвешивает, не рассчитывает, не заботится о выгоде, не позволяет впадать в грех высокомерия и суетности. Чувство это иррационально, в этом его сила и одновременно слабость перед холодными соображениями эгоизма. Единственное объяснение — совесть есть божественное начало, данное человеку свыше, его судия, надзор, что может взрасти, а может и погибнуть. Быть может, только согласие с совестью дает удовлетворение
в итоге земной жизни.
Зам. главного редактора
профессор Ю. К. Абаев
Автор(ы): Ю. К. Абаев
Медучреждение: Редакция журнала «Здравоохранение», Минск, Беларусь