Перейти к основному содержанию

Научно-практический рецензируемый ежемеcячный журнал. Орган Министерства здравоохранения Республики Беларусь
Входит в Перечень научных изданий Республики Беларусь для опубликования результатов диссертационных исследований по медицинским и биологическим наукам. Журнал включен в систему Российского научного цитирования.
Журнал издается с 1924 года.

ВЕЛИКИЙ РЕФОРМАТОР МЕДИЦИНЫ

Трудно найти такую личность, которая бы внесла столь значительный вклад в становление европейской медицины как Гиппократ II Великий (ок. 460 — ок. 377 гг. до н.э). Реформатор античной медицины жил в «золотой век» Перикла — эпоху великих философов, писателей-историков, поэтов-драматургов и скульпторов, когда эллинская культура достигла вершины своего расцвета. Его современниками были Сократ, Демокрит, Платон, Софокл, Эврипид, Фидий, Поликлет. Не случайно именно в Греции получила развитие передовая медицинская мысль (Гиппократ, Эврифон, Праксагор, Герофил, Эрасистрат).

Гиппократ (греч. — укротитель коней) родился на острове Кос, расположенном в юго-восточной части Эгейского моря и принадлежал к роду асклепиадов — корпорации врачей, притязавшей на то, что она происходит от Асклепия, великого врача гомеровских времен, признанного богом медицины и относился к 17-му поколению врачей косской школы. Его учителями были дед Гиппократ I и отец Гераклид, опытом делилась мать Фенарета (повитуха), в свою очередь по традиции он передавал знания сыновьям Драконту, Фесаллу и зятю Полибу. В последующем, став странствующим врачом (периодевтом), много путешествовал, посетил Северную и Среднюю Грецию, побережье Мраморного моря, Малую Азию. Продолжал изучать медицину, общаясь с местными врачами и по обетным «таблицам», которые вывешивались на стенах храмов Эскулапа, где записывались случаи исцеления. Еще при жизни его слава и авторитет были огромны. В диалоге «Федр» Платона говорится о глубоких философских познаниях Гиппократа. Жизнь великого целителя была долгой (по некоторым данным более 100 лет), его последним пристанищем стал г. Ларисса (Фессалия).

Врачевание в Древней Греции искони носило светский характер, религиозные представления не имели такого влияния на духовную жизнь как у народов Востока. Медицина основывалась на эмпирии, была свободна от теургии (призывы к богам, заклинания, магические приемы) и развивалась самостоятельно, однако между ней и философией существовала связь. Пифагор, Алк­меон, Эмпедокл, Демокрит, Иккос, Акрон и другие философы (среди них были врачи), занимавшиеся исследованием природы, одной из наиболее важных проблем считали объяснение жизненных процессов, проводили вскрытия животных и примитивные опыты. Гиппократ отделил медицину от философии, освободил от ложных
теорий, господствовавших над наблюдением и опытом, и определил пути ее дальнейшего развития. Средством решения этой исторической задачи служил «метод Гиппократа» — наблюдение у постели больного, освещение опыта разумом и проверка теории практикой.

В Средиземноморье в VI—IV веках  до н.э. существовало несколько врачебных школ: кротонская (юг Италии), киренская (север Африки), родосская (остров Родос) и наиболее авторитетные — книдская (малоазиатский г. Книдос) и косская, признанным главой которой был Гиппократ. Книдская школа обращала внимание, главным образом, на болезнь, стремясь подвести ее под одну из многочисленных рубрик и схематизируя лечение. В центре внимания косской школы находился больной.

Гиппократ предвосхитил взгляд о двойственной природе болезни — наличии в ее течении вредного начала (pathos) и полезного (sanos), направленного на восстановление нарушенного здоровья. Гиппократики считали, каждому человеку присуща врожденная сила — «физис» (природа), регулирующая в нормальных условиях все отправления организма.  Задачу врача Гиппократ видел в изучении внешней среды, условий жизни, окружения больного и стимуляции
«физис», предостерегал от насильственного вмешательства в «естественный» ход течения болезни, призывая «прежде всего — не вредить». Это означало, что каждому заболевшему необходим индивидуальный подход: диета, лекарства, их дозы, режим, продолжительность лечения, все должно быть особым, специфичным. Таким образом, Гиппократ установил принцип, который утвердился навеки — «лечить не болезнь, а больного».

Логическим выводом медицинских воззрений Гиппократа является система лечения, основанная на принципах: 1) приносить пользу и не вредить больному (non nocere); 2) противоположное лечить противоположным (contraria contrariis curantur); 3) согласовывать действия врача с природой (medicus curat, natura sanat); 4) более активные средства применять, лишь тогда, когда менее активные не эффективны.

Гиппократ поднял искусство врачевания на высоту, которая была неведома в Древней Греции, привел в систему медицинские знания, создал учение об этиологии, симптоматике, диагностике, стадийности течения болезней и предсказании недугов, положил начало традиции ведения истории болезни. В его трудах представлены почти все разделы клинической медицины и содержится основное ядро современной медицинской терминологии (пневмония, плеврит, апоплексия, гепатит, нефрит, диарея, дизентерия, тетанус, эпилепсия, офтальмия, фликтена, параплегия и др.).

С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача. Он сформулировал основные принципы медицинской деонтологии и качества, необходимые для врача: решительность, трудолюбие, постоянное совершенствование в своей профессии, чувство собственного достоинства, серьезность, приветливость, сдержанность, отвращение к пороку, честность, опрятность, умение завоевать доверие больного,
нестяжательность, способность хранить врачебную тайну, ставить интересы больного выше собственного «я». Гиппократу приписывают текст этического кодекса («Клятва врача»), которая на протяжении многих веков является основой профессиональных обязательств медиков многих стран мира. Он впервые сформулировал вечные принципы врачебного искусства: главная цель — практическое лечение больного; опыт — истинный учитель врача; искусству врачевания можно научиться только у постели больного.

К сожалению не известно ни одной рукописи, точно принадлежавшей Гиппократу.  Древнегреческие медицинские тексты в III веке до н.э. объединили в один сборник, переведенный на латинский язык он известен как «Corpus Hippocraticum». Часть трудов сборника приписывают учителям Гиппократа, его родственникам и ученикам. Хотя не все сочинения являются подлинными творениями самого Гиппократа, в целом они довольно полно отображают основные взгляды и приемы лечения, установленные им и его школой. В некоторых из них настолько ясно видна печать гения («Афоризмы», «Эпидемии», «Прогностика», «О воздухах, водах и местностях»), что вряд ли могут быть сомнения относительно их принадлежности. Эпонимы, которые упоминаются в сборнике: «клятва Гиппократа», «шум плеска Гиппократа», «лицо Гиппократа», «пальцы Гиппократа», «шапка Гиппократа», «скамья Гиппократа», скорее всего дань памяти, наиболее известному врачу той эпохи. Это ни в коей мере не умаляет его заслуг, потому что Гиппократ — это олицетворение греческой медицины классического периода, прекрасная и благородная легенда Древней Эллады.

На протяжении 2500 лет значение Гиппократа оценивалось по-разному. До раннего средневековья Гиппократа хорошо знали. В средние века о Гиппократе, за исключением Византии, почти забыли, и только в XVI веке появилось печатное издание его трудов на латинском языке Фибия Кальва при материальном содействии великого Рафаэля. На русский язык «Афоризмы» Гиппо­крата перевел в 1817 г. профессор М.Я. Мудров. Перлы врачебной премудрости в изобилии встречаются в сочинениях Гиппократа, в каждом из его афоризмов и высказываний чувствуется гениальный наблюдатель и опытнейший врач.

«Panta rei» (все течет) — говорили философы Древней Греции. С тех пор медицина продвинулась далеко вперед, нелепо отрицать достижения научно-технического прогресса, лишь бы не переоценить, не дать увести врача от пациента. У Гиппократа нельзя почерпнуть новых медицинских знаний. Его ценность не в этом, а в понимании врачебного призвания и в том, чтобы «вооружившись прочным образованием, искать дополнение, которое возвышает ум, укрепляет суждение и показывает в научной традиции работу последовательных поколений, их ошибки и их успехи, их слабость и их силу» (Э. Литтре). Сейчас, как и прежде в истории медицины, появление новых, порой небезопасных теорий, лечебных средств и технологий заставляет врача вновь и вновь обращаться к главному завету Гиппократа «прежде всего — не вредить».

Публикуемые фрагменты трудов великого врачевателя следует рассматривать не как лозунг «назад к Гиппократу», а как призыв «вперед с Гиппократом».

 

Авторы: undefined
  • Я только что вернулся с большого международного форума врачей и ученых, проходившего в Санкт-Петербурге. На нем обсуждались вопросы совершенствования диагностики и лечения хронического миелолейкоза. Мы теперь уже добились того, что продолжительность жизни таких больных увеличилась в четыре раза, в России уже живут, радуются жизни и трудятся люди, излеченные от этого тяжелого заболевания... На форуме наряду с отечественными клиницистами выступали гематологи из Хьюстона (США), Турина (Италия), Мангейма (Германия).
  • Я вспоминаю свои беседы с больными — преподавателями медицинского института, профессорами. Что говорить, трудно с ними работать! Трудно с ними говорить и действовать, как со всеми остальными пациентами...Что еще характерно для заболевшего врача в психологическом плане? Частенько такой пациент напрочь забывает не только действие препаратов, но и время их приема, хотя сам в своей жизни неоднократно назначал их.
  • При осмотре мы прежде всего также уделяем особое внимание кожному покрову. Нормальная кожа и изменения ее при различных заболеваниях довольно подробно представлены в учебниках и монографиях. Здесь мне хочется лишь привести некоторые сведения, которые будут интересны врачам различных специальностей и позволят понять, почему кожа претерпевает изменения. Известно, что кожа — это полноценный орган, который дополняет и дублирует функции различных внутренних органов. Она активно участвует в процессе дыхания, выделения, обмене веществ.
  • Я никогда не заканчиваю расспроса-беседы с больным без того, чтобы выяснить хотя бы ориентировочно состояние взаимоотношений в семье. Полипрагмазия — бич современной медицины, клиники внутренних болезней. На обходах часто приходится видеть, как больным назначают 13—16 препаратов, нередко с взаимоисключающими фармакологическими свойствами.
  • Изучив сотни диагностических ошибок, сотрудники нашего коллектива убедились, что в ходе диагностического процесса практические врачи нарушают даже самые элементарные правила логики. Например, они неправильно применяют методы аналогии, индукции, дедукции.
  • А в настоящее время мне самому приходилось и в поликлиниках, и в стационарах слышать такие «уважительные и милые» обращения медицинских работников (и даже студентов, которые берут со старших пример!!!), как «голубушка», «бабуля», «золотце», «милочка», «голубчик», «бабуся», «дедуся», «дедуля», «женщина», «человек», «старик», «папаша», «мамаша», «отец», «мать», «барышня», «мужик», «тетя», «дядя» и т. д. Многие из таких слов для больных обидны, полны презрения, как правило, задевают самолюбие пациентов и их родственников.
  • Он редко выслушивал до конца доклад о больном, часто сразу же задавал вопросы, уточняющие характер течения болезни, особенности жизни. Удивительно, что вслух он мог сказать: «Что-то тут мне не ясно. Чего-то не хватает в истории болезни». И начинал сам собирать и выяснять эти «недостающие звенья».
© Редакция журнала «Здравоохранение» - 1924 - 2014гг.
Разработка сайта - doktora.by - сайт для врачей Беларуси