Психофизиологические факторы снижения академической успеваемости у учащихся, употребляющих алкогольные напитки

Алкоголь даже при его эпизодическом, редком употреблении в относительно небольших дозах вызывает снижение академической успеваемости (АУ) у студентов и оказывает длительное (1—4 нед) отрицательное влияние на состояние когнитивных функций у них. Установлено уменьшение объемов кратковременной зрительной и слуховой памяти у трезвых студентов (ТС) по сравнению с трезвенниками. Показано, что эффективность мышления и оперантной памяти у ТС была меньшей, чем у трезвенников на всех этапах исследования (исходный, во время умственной работы и отдыха после нее). Концентрация активного внимания у большинства ТС была сниженной уже при 1-м тестировании и достоверно ухудшалась на протяжении исследования через 2, 4 и 6 ч умственной работы. У трезвенников концентрация внимания ­оставалась стабильно высокой на протяжении длительной умственной деятельности. Субъективные и объективные показатели функционального состоя­ния ТС свидетельствуют об их повышенной утомляе­мости и сниженной умственной работоспособности. Выявленные комплексные расстройства когнитивных функций и повышенная утомляемость ТС в течение 1—4 нед после употребления алкоголя являются теми психофизиологическими факторами, которые обусловливают снижение АУ. Результаты корреляционного анализа (ранговый, линейный, парциальный и множественный) показывают, что наибольший вклад в реализацию влияния этанола на АУ у студентов вносит нарушение функций долговременной памяти, мышления и оперантной памяти, внимания.

Ключевые слова: , , , , , ,
Автор(ы): Вэлком М. О., Разводовский Ю. Е., Садовский Н. И., Переверзева Е. В., Переверзев В. А.
Медучреждение: Белорусский государственный медицинский университет, Гродненский государственный медицинский университет