Перейти к основному содержанию

Научно-практический рецензируемый ежемеcячный журнал. Орган Министерства здравоохранения Республики Беларусь
Входит в Перечень научных изданий Республики Беларусь для опубликования результатов диссертационных исследований по медицинским и биологическим наукам. Журнал включен в систему Российского научного цитирования.
Журнал издается с 1924 года.

Полезные мысли и афоризмы великих людей

Альберт Швейцер 

(1875—1965)

Врач, протестантский миссионер, философ и общественный деятель, лауреат Нобелевской премии мира (1952), почетный доктор многих иностранных университетов, член ряда научных обществ. Альберт Швейцер — щедро одаренный природой человек. Трудно сказать, в какой области знания он достиг больших успехов. Он доктор медицины, доктор философии, доктор теологии. Подобранные афоризмы и изречения А. Швейцера также свидетельствуют о его огромной одаренности.

Как врач, в течение десятилетий проработавший на африканском континенте, он приобрел огромный опыт и внес немалый вклад в разработку теории тропической медицины.

Известен он и как замечательный музыкант-органист, музыковед и публицист. Его книга об И. Бахе была переведена почти на все языки мира.

 

Я не знаю, есть ли другой человек, в котором так же идеально сочетались бы доброта и стремление к прекрасному, как у Альберта Швейцера.

А. Эйнштейн

... нынешний цивилизованный мир не может назвать никого, кто по многосторонности таланта, силе интеллекта и особенно нравственной энергии был бы равен Альберту Швейцеру.

О. Краус

  •  Абстракция — это смерть для этики, ибо этика есть живое отношение к живой жизни.
  •  Атомная война бессмысленна. Она ничего не решает. У нее не может быть других результатов, кроме безгранично жестокого уничтожения человеческой жизни.
  •  Атомное оружие должно быть отвергнуто не только по соображениям разума, но и по более глубоким соображениям, внушаемым нам нравственными принципами культуры.
  •  Благоговение перед жизнью, которое я испытываю по отношению к моей собственной жизни, и благоговение перед жизнью, в котором я готов отдать свои силы ради другой жизни, тесно переплетаются между собой.
  •  Величайший закон человеческого бытия —
  • благоговение перед всем живым.
  •  В начале было дело. Этика начинается там, где кончаются разговоры.
  •  Водка — злейший враг всех культурных начинаний.
  •  Всегда и везде проявлять беспокойный интерес к миру и не искать покоя в самоуглублении — вот к чему обязывает нас глубочайшее миро- и жизне­утверждение.
  •  Всякая жизнь поддерживается за счет другой жизни.
  •  Всякое высокое дело требует человека как такового, независимо от того, к какой нации и к какой вере он принадлежит.
  •  В то время, в котором мы живем, каждая
  • демонстрация духа, какой бы слабой она ни была, имеет свое значение, ибо если огонь вспыхнет, то он сможет зажечь горючее, которое само по себе не воспламеняется. А это горючее — добрые гуманные чувства, которыми наполнены сердца людей, и мы можем надеяться, что оно воспламенится.
  •  Гении начинают поучать тогда, когда глаза их давно закрыты и когда вместо них говорят их творения.
  •  Главным в культуре надо считать моральное совершенствование человека в обществе. Вместе с тем любой духовный и материальный прогресс имеет значение для культуры. Стремление к культуре есть стремление к всестороннему прогрессу, который, как известно, наиболее значим в морали.
  •  Для человека, действительно нравственного, любая жизнь священна, даже та, что с человеческой точки зрения находится на очень низком уровне.
  •  Для человека, которому перевалило за 60, у меня есть один рецепт: много работать и — еще больше работать.
  •  Добро — есть деяние, направленное на сохранение и совершенствование жизни.
  •  Добро — это сохранить жизнь, содействовать жизни, зло — это уничтожать жизнь, вредить жизни.
  •  Знать друг друга — не значит знать друг о друге все; это значит относиться друг к другу с симпатией и доверием, верить друг другу. Человек не должен вторгаться в чужую личность.
  •  Идеалы культуры иссякли потому, что не удалось достаточно прочно обосновать оптимистическое и этическое мировоззрение.
  •  Из тех, кто чувствует порыв и способен сделать свой труд призванием жизни, почти половина вынуждена отказаться от этого, и в основном из-за сложившихся обстоятельств. Те, кому посчастливится целиком отдаться любимому делу, должны почитать это за счастье. Счастливцы те, чьи годы труда продолжительнее, чем годы поисков и ожидания. Счастливцы те, кто полностью может отдаться этому.
  •  Культура начинается не с чтения и письма, а с ремесла.
  •  Личный пример не просто лучший метод убеждения, а единственный.
  •  Материальные достижения — это еще не культура; они становятся ею лишь в той мере, в какой их удается поставить на службу идее совершенствования индивида и общества.
  •  Мне кажется, что врачи всегда проявляли больший интерес к человечеству, чем многие другие люди.
  •  Мой аргумент — моя жизнь.
  •  Мой жизненный опыт говорит о том, что у человека не может быть двух родных языков. Утверждать подобное — значит обманывать себя. А если кто и владеет в равной степени двумя языками, то все равно мыслит он лишь на одном и только им в действительности свободно и творчески пользуется.
  •  Не из чувства доброты по отношению к другому я кроток, миролюбив, терпелив и приветлив — я таков потому, что в этом поведении обеспечиваю себе глубочайшее самоутверждение.
  •  Нельзя же требовать от начальства, чтобы оно предчувствовало суждения будущих поколений.
  •  Нет удовлетворения выше, чем лечить людей.
  •  Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно, не несем ответственности, и не предотвратить их.
  •  Общество боится человеческой личности, ибо в ней обретают голос дух и правда, которым общество предпочло бы никогда не давать слова. Но власть личности так же велика, как и ее страх.
  •  Отказаться мыслить — значит объявить о своем духовном банкротстве.
  •  Печали принято предаваться в праздности.
  •  Смысл человеческой жизни может быть постигнут только в рамках смысла всего мира.
  •  Соображение, будто индивид на основе правильно понятого эгоизма должен заставить себя действовать в интересах общего блага, подобно легко скользящему под парусами, но имеющему пробоину судну.
  •  Страдание — это тиран более жестокий, чем сама смерть.
  •  Судьба всякой истины сначала быть осмеянной, а потом уже признанной.
  •  Те, кто проводит операции на животных, испытывает на них лекарства или прививает болезни, дабы использовать результаты этих опытов в помощь людям, не должны утешаться мыслью, что их жестокие действия преследуют положительную цель.
  •  Только профессия врача приносит действенную помощь людям.
  •  Только то, что рождено разумом и обращается к разуму, может стать духовной силой для всего человечества.
  •  У правды нет урочного часа. Ее время всякий раз наступает тогда, и именно тогда, когда она кажется самой несвоевременной.
  •  Человек несет ответственность за зло, должен бороться с ним, а не сидеть сложа руки и ожидать божественного вмешательства.
  •  Человек овладевает природой, еще не научившись владеть собой.
  •  Я ... до тридцати лет должен постигнуть науки и искусство, а затем посвятить себя служению человечеству.
  •  Этика — это безгранично расширенная ответственность по отношению ко всему живущему.
  •  Я пришел к идее, что между миром, жизнью и моралью вместе с их идеалами культуры, воспринятыми мышлением, существует единство.
  • Я только что вернулся с большого международного форума врачей и ученых, проходившего в Санкт-Петербурге. На нем обсуждались вопросы совершенствования диагностики и лечения хронического миелолейкоза. Мы теперь уже добились того, что продолжительность жизни таких больных увеличилась в четыре раза, в России уже живут, радуются жизни и трудятся люди, излеченные от этого тяжелого заболевания... На форуме наряду с отечественными клиницистами выступали гематологи из Хьюстона (США), Турина (Италия), Мангейма (Германия).
  • Я вспоминаю свои беседы с больными — преподавателями медицинского института, профессорами. Что говорить, трудно с ними работать! Трудно с ними говорить и действовать, как со всеми остальными пациентами...Что еще характерно для заболевшего врача в психологическом плане? Частенько такой пациент напрочь забывает не только действие препаратов, но и время их приема, хотя сам в своей жизни неоднократно назначал их.
  • При осмотре мы прежде всего также уделяем особое внимание кожному покрову. Нормальная кожа и изменения ее при различных заболеваниях довольно подробно представлены в учебниках и монографиях. Здесь мне хочется лишь привести некоторые сведения, которые будут интересны врачам различных специальностей и позволят понять, почему кожа претерпевает изменения. Известно, что кожа — это полноценный орган, который дополняет и дублирует функции различных внутренних органов. Она активно участвует в процессе дыхания, выделения, обмене веществ.
  • Я никогда не заканчиваю расспроса-беседы с больным без того, чтобы выяснить хотя бы ориентировочно состояние взаимоотношений в семье. Полипрагмазия — бич современной медицины, клиники внутренних болезней. На обходах часто приходится видеть, как больным назначают 13—16 препаратов, нередко с взаимоисключающими фармакологическими свойствами.
  • Изучив сотни диагностических ошибок, сотрудники нашего коллектива убедились, что в ходе диагностического процесса практические врачи нарушают даже самые элементарные правила логики. Например, они неправильно применяют методы аналогии, индукции, дедукции.
  • А в настоящее время мне самому приходилось и в поликлиниках, и в стационарах слышать такие «уважительные и милые» обращения медицинских работников (и даже студентов, которые берут со старших пример!!!), как «голубушка», «бабуля», «золотце», «милочка», «голубчик», «бабуся», «дедуся», «дедуля», «женщина», «человек», «старик», «папаша», «мамаша», «отец», «мать», «барышня», «мужик», «тетя», «дядя» и т. д. Многие из таких слов для больных обидны, полны презрения, как правило, задевают самолюбие пациентов и их родственников.
  • Он редко выслушивал до конца доклад о больном, часто сразу же задавал вопросы, уточняющие характер течения болезни, особенности жизни. Удивительно, что вслух он мог сказать: «Что-то тут мне не ясно. Чего-то не хватает в истории болезни». И начинал сам собирать и выяснять эти «недостающие звенья».
© Редакция журнала «Здравоохранение» - 1924 - 2014гг.
Разработка сайта - doktora.by - сайт для врачей Беларуси