Перейти к основному содержанию

Научно-практический рецензируемый ежемеcячный журнал. Орган Министерства здравоохранения Республики Беларусь
Входит в Перечень научных изданий Республики Беларусь для опубликования результатов диссертационных исследований по медицинским и биологическим наукам. Журнал включен в систему Российского научного цитирования.
Журнал издается с 1924 года.

Дорогие коллеги!

Общество всегда предъявляло высокие требования к врачу, а значит, к профессионализму тех, кто учит будущих докторов. Стать воспитателем представителей самой гуманной профессии может лишь тот, кто имеет призвание, моральное право и профессиональную готовность выполнять столь ответственную миссию. Но всегда ли педагогический коллектив медицинских вузов и его основное звено — преподаватели клинических кафедр — представлен учителями, способными зажечь сердца будущих врачей жаждой знаний и духовного совершенствования? Порой это узкопрофильные специалисты, усматривающие цель подготовки врача лишь в том, чтобы просто передать свои знания и умения студентам.

Современные требования к личности педагога-медика практически полностью основаны на оценке его научных достижений и в меньшей степени — врачебного мастерства. Такой односторонний подход имеет ряд нежелательных последствий. Главное — абсолютизация прагматических тенденций в подготовке врача. По этой причине встречаются такие несуразности в обучении, когда вместо «живого» общения студентов с пациентами господствует примат методических разработок и рекомендаций, превращающих занятия в унылую догму, наполненную сухим практицизмом, лишенную духовного начала. Негативную роль играет преувеличение роли тестового контроля знаний и все более широкое использование методов формализации учебного процесса, способствующих развитию неуверенности врача в общении с пациентом (Д. В. Садчиков, 2017). Из каких животворных истоков могут зарождаться нравственные основы врачевания, если они похоронены самой дидактической установкой подготовки врачебных кадров?

Кто он, современный преподаватель медицинского вуза? Как правило, это специалист, имеющий несколько дипломов — врача, кандидата или доктора наук, аттестат доцента и даже профессора. Нет только диплома педагога высшей школы, его просто не существует, ибо система подготовки педагогических кадров, прежде всего клинического профиля, отсутствует. Официально она регламентирована в форме аспирантуры и курсов повышения квалификации, однако реальная значимость их невелика.

Кому отдают предпочтение при отборе в аспирантуру? Обычно вчерашним отличникам учебы, проявившим склонность к научной работе, активным общественникам. Автоматически предполагается, что хороший педагог обязательно состоится, ведь аспирант — обладатель «красного» диплома, автор научных работ, еще и активный общественник. Насколько вескими являются эти аргументы? Усердие, прилежание, активность в научной, общественной работе и, конечно, профессионализм — необходимые качества педагога высшей школы. Однако достаточно ли их? Необходимы способности, которыми определяются сущность и особенности педагогического труда, талант воспитателя. Может быть, недостатки отбора устраняются в аспирантуре? Едва ли. Аспирант ориентирован на защиту диссертации, меньше времени он уделяет врачебному совершенствованию и эпизодически приобщается к учебному процессу. Сомнительно, чтобы этого было достаточно для становления будущего педагога.

Не лучшим является и другой вариант пополнения кафедр, когда на должность преподавателя избирают врачей или сотрудников научных учреждений. Здесь также на первом месте стоят научные достижения. И получается, научный работник, зачастую неопытный врач и совсем не педагог, становится учителем и наставником будущего медика. Готов ли он выполнять эту ответственную миссию?

Вряд ли можно найти оправдание положению, при котором подготовка преподавателей-клиницистов напоминает печально известный метод обучения плаванию, когда новичка без подготовки бросают в воду. При такой, мягко говоря, несовершенной системе обучения естественный процесс кадровой смены педагогов-медиков происходит с большими изъянами. А если иметь в виду падающий престиж кафедрального сотрудника и невысокую зарплату, общая картина выглядит еще печальнее.

Теорию и практику лечебного дела можно освоить, но подлинно врачебные качества: сопереживание, приветливость, сдержанность, терпение, чувство собственного достоинства, умение завоевать доверие, ставить интересы пациента выше собственного «я», клиническое мышление, анализ ошибок и постоянное совершенствование в своей профессии, способность хранить врачебную тайну может воспитать только Учитель.

 

 С уважением,  профессор                                                     Ю.К. Абаев

  • Я только что вернулся с большого международного форума врачей и ученых, проходившего в Санкт-Петербурге. На нем обсуждались вопросы совершенствования диагностики и лечения хронического миелолейкоза. Мы теперь уже добились того, что продолжительность жизни таких больных увеличилась в четыре раза, в России уже живут, радуются жизни и трудятся люди, излеченные от этого тяжелого заболевания... На форуме наряду с отечественными клиницистами выступали гематологи из Хьюстона (США), Турина (Италия), Мангейма (Германия).
  • Я вспоминаю свои беседы с больными — преподавателями медицинского института, профессорами. Что говорить, трудно с ними работать! Трудно с ними говорить и действовать, как со всеми остальными пациентами...Что еще характерно для заболевшего врача в психологическом плане? Частенько такой пациент напрочь забывает не только действие препаратов, но и время их приема, хотя сам в своей жизни неоднократно назначал их.
  • При осмотре мы прежде всего также уделяем особое внимание кожному покрову. Нормальная кожа и изменения ее при различных заболеваниях довольно подробно представлены в учебниках и монографиях. Здесь мне хочется лишь привести некоторые сведения, которые будут интересны врачам различных специальностей и позволят понять, почему кожа претерпевает изменения. Известно, что кожа — это полноценный орган, который дополняет и дублирует функции различных внутренних органов. Она активно участвует в процессе дыхания, выделения, обмене веществ.
  • Я никогда не заканчиваю расспроса-беседы с больным без того, чтобы выяснить хотя бы ориентировочно состояние взаимоотношений в семье. Полипрагмазия — бич современной медицины, клиники внутренних болезней. На обходах часто приходится видеть, как больным назначают 13—16 препаратов, нередко с взаимоисключающими фармакологическими свойствами.
  • Изучив сотни диагностических ошибок, сотрудники нашего коллектива убедились, что в ходе диагностического процесса практические врачи нарушают даже самые элементарные правила логики. Например, они неправильно применяют методы аналогии, индукции, дедукции.
  • А в настоящее время мне самому приходилось и в поликлиниках, и в стационарах слышать такие «уважительные и милые» обращения медицинских работников (и даже студентов, которые берут со старших пример!!!), как «голубушка», «бабуля», «золотце», «милочка», «голубчик», «бабуся», «дедуся», «дедуля», «женщина», «человек», «старик», «папаша», «мамаша», «отец», «мать», «барышня», «мужик», «тетя», «дядя» и т. д. Многие из таких слов для больных обидны, полны презрения, как правило, задевают самолюбие пациентов и их родственников.
  • Он редко выслушивал до конца доклад о больном, часто сразу же задавал вопросы, уточняющие характер течения болезни, особенности жизни. Удивительно, что вслух он мог сказать: «Что-то тут мне не ясно. Чего-то не хватает в истории болезни». И начинал сам собирать и выяснять эти «недостающие звенья».
© Редакция журнала «Здравоохранение» - 1924 - 2014гг.
Разработка сайта - doktora.by - сайт для врачей Беларуси